top of page
Chamomile

РОДЫ И ПЕРВЫЙ ЧАС ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ

«Начало есть более чем половина всего». [Аристотель]

«Каждое окончание – это начало чего-то нового». [Джулия Кэмерон. Путь Художника]

доула в Москве

Роды и момент рождения — первый раз, когда в женщине проявляется материнский инстинкт: позаботиться о своём детёныше. Сделать его вход в этот мир максимально безопасным и мягким. Это первый в её жизни акт самопожертвования, когда она думает не только о том, что всё закончилось для неё, а о том, что всё началось для него и для них обоих.

То, как эта новая жизнь начнётся для женщины и её ребёнка, во многом определит их совместное будущее. Каждая минута, проведённая в объятиях мамы сразу после рождения, имеет практическое значение для здоровья и благополучия новорожденного. Исследования показали, что у мам и младенцев, которые провели вместе 45 минут после рождения, в дальнейшем более продолжительное грудное вскармливание и, как следствие, более близкие взаимоотношения, привязанность (бондинг). Они чаще смотрят друг другу в глаза, дольше взаимодействуют и больше улыбаются друг другу.

Все мы понимаем, что родами завершается беременность — длительный, многомесячный период, к концу которого редкая женщина не считает дни до того, как она снова будет иметь возможность хотя бы спать в удобной позе! Рождение же — это итог всего процесса родов, когда новоиспечённая мама может выдохнуть с облегчением — всё закончилось, работа сделана, можно отдыхать. И в этот момент за очевидной заботой о женщине (дать ей возможность помыться, поесть, поспать, обзвонить родню с чудесной новостью и пр.) часто в условиях роддома упускается из виду одна важная деталь: для кого-то ЖИЗНЬ только что началась.

Посмотрим внимательнее на эти первые мгновения...

Физиологически для ребёнка рождение — это переход из состояния полного слияния с мамой, шума её крови в сосудах, ритма её сердца, голоса, внутриутробной темноты и тепла — вовне. Какое это «вне» в представлении медицинской системы? Яркий свет, громкие звуки, бесчисленные голоса, резкие движения, дёргания за конечности малыша, холод, прикосновения чужеродной ткани к нежной коже, которая просуществовала в водной среде несколько месяцев, тугое стягивание тканью, рутинное закапывание в глаза щиплющей жидкости. А если имеют место медицинские вмешательства, то добавьте сюда инструменты, или вытягивание руками головы ребёнка за шею, или доставание его тельца из живота мамы — зачастую когда он вообще-то не собирался ещё оттуда вылезать... Представьте себе, что вы жили в тёмной, уютной, тесной, тихой пещере в течение пяти месяцев (примерно столько к моменту родов уже функционирует сознание малыша в утробе), а потом вышли в яркий, холодный, ветреный день на оживлённую улицу, где всё движется хаотично.

А если вас туда вытолкали?

Примерно то же испытывает младенец, которого немедленно обтирают, взвешивают, замеряют и делают прочие совершенно не экстренные процедуры, рано обрезают пуповину, не давая ему добрать его же крови, забирают его от мамы, оставляют одного в бесконечно огромном мире (малыш ведь ещё не ведает о его границах). Мамы, которую одну-единственную из этого нового мира он знает, в ком он по-настоящему нуждается, рядом нет.

Тепло, темнота и тишина — три заветные составляющие мягкого входа малыша в этот мир.

Перинатальные психологи говорят о том, как важно помнить, чтО чувствует ребёнок при всех манипуляциях во время родов и сразу после них. Во многом это определит, на какие чувства будет способен этот ребёнок в дальнейшей жизни. К примеру, неспособность почувствовать радость по жизни часто увязывается у уже взрослого человека с первым часом после его рождения, с эмоциями отчаяния, одиночества, страха, которые он мог испытывать вдали и вне своей матери...

Уважать человека — значит с уважением относится к его телу, сознанию и чувствам, даже когда этот человечек размером с бусинку. Ребёнок рождается без понимания того, куда он пришёл. Каким будет его первая встреча с новым миром, каким он будет для малыша — дружелюбным и ласковым, или враждебным и непредсказуемым? Решать нам, взрослым.

***Фото - Валерия Жемчуг

bottom of page